06:19
Завтра вступает в силу новый Федеральный закон
Завтра вступает в силу новый Федеральный закон
С 19.04.2013 вступает в силу Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект содержит ряд важных положений, регламентирующих вопросы градостроительного развития присоединенных к городу Москве территорий. «Принципиальное новшество, записанное в законе, гласит, что если гражданину был ранее предоставлен земельный участок на праве, не предусмотренном действующим законодательством РФ, то в случае изъятия такого земельного участка право на земельный участок будут оцениваться по рыночной стоимости как право собственности. Положения закона также предусматривают и выплату компенсации гражданам при отсутствии у них прав на изымаемый земельный участок», - прокомментировал Сергей Лёвкин журналистам «Российской газеты».


Нормы, содержащиеся в законе, в основе своей направлены на размещение ограниченного круга значимых объектов федерального и регионального значения. Перечни таких объектов утверждаются Правительством РФ (федеральных объектов) и Правительством Москвы (региональных объектов). В совокупности с ограниченным сроком применения данного закона (до 01.01.2020), а также передачей городу Москве полномочий Российской Федерации по размещению федеральных объектов (изъятие, резервирование, подготовка документации по планировке территории, образование и предоставление земельных участков, распоряжение имуществом), это свидетельствует об исключительности тех случаев, в которых будет применяться данный закон.

Большая часть законопроекта регулирует именно земельные правоотношения и в первую очередь изъятие земельных участков. По сути, законом предложена новая модель процедуры изъятия, которая в большей степени учитывает баланс публичных интересов и интересов собственника. При этом достигается такой баланс не за счет ущемления чьих либо прав, а за счет детализации порядка и его структурной оптимизации.

Так, нормы закона предусматривают, что процедура изъятия начинается еще до принятия решения об изъятии (не менее чем за два месяца). И действия, совершаемые на данном этапе, направлены именно на обеспечение прав собственников, так как все обязательства налагаются именно на органы власти, которые через СМИ оповещают о предстоящем изъятии, сами ищут правообладателей и документы, подтверждающие их права на имущество. При этом в обязанность органов власти входит и направить предполагаемому правообладателю предложение представить необходимые документы. Таким образом, собственник не является сторонним наблюдателем и уже на данном этапе может совершать действия, направленные на обеспечение своих прав.

Еще одним структурным изменением является то, что законом предусмотрена возможность осуществления органами власти без участия правообладателя действий, необходимых для надлежащего оформления прав собственника (кадастровый учет, государственная регистрация). Это с одной стороны – гарантия, что лица, у которых права не оформлены надлежащим образом, не будут лишены своего имущества вне легитимной процедуры изъятия, а с другой стороны – общее сокращение сроков изъятия и невозможность его блокирования со стороны недобросовестного правообладателя путем не совершения действий, направленных на надлежащее оформление прав.

Необходимо при этом отметить, что в законопроекте сохранены гарантии правообладателям при изъятии и прямо прописано, что возмещение должно носить предварительный и равноценный характер, а прекращение прав до осуществления возмещения не производится. При этом собственникам индивидуальных жилых домов и домов блокированной застройки предоставлено право выбора формы компенсации – квартира, дом, земельный участок, денежные средства. Помимо изъятия, регулирует закон и земельные отношения в части предоставления земельных участков и установления сервитутов. В обоих случаях установлен упрощенный порядок оформления, что позволит более эффективно реализовывать градостроительные проекты. При этом сама предусмотренная законом возможность устанавливать сервитуты для целей, связанных со строительством, позволит решать многие существующие в настоящее время проблемы. Так, возможность временного занятия части земельного участка (например, для складирования материалов, проведения изыскательских работ, прокладки коммуникаций, размещения временных обеспечивающих строительство объектов) без применения длительной и трудоемкой процедуры изъятия не только сокращает сроки реализации проекта, но и значительно сокращает бюджетные расходы, так как плата за временное занятие не сопоставима с выкупной ценой земельного участка.

Закон регулирует градостроительную деятельность не только опосредованно, через земельные правоотношения, но и напрямую. Так, установлен приоритет утвержденной городом градостроительной документации над документацией, утвержденной до присоединения территории к городу Москве. Т.е. старая документация будет применяться только в части, не противоречащей планам развития города.

Не менее значимым является и закрепленный в законе порядок подготовки документации по планировке территории. В случае включения федерального (за исключением объектов транспорта) или регионального объекта в соответствующий перечень, предусмотренный законом, все работы по подготовке данной документации будет осуществлять город. При этом в отношении таких объектов органы власти города Москвы вправе своим правовым актом установить состав и содержание проектов планировки территории. Это позволит не только ускорить процесс подготовки такой документации, но и более точно соотнести размещение федеральных объектов с размещением региональных объектов.

Содержит данный закон и ряд норм, которые, по сути, являются первым законодательным шагом на пути нормативного регулирования создания агломерации и возможности ее комплексного развития. Так, закон специально оговаривает, что для строительства объектов транспорта предусмотренные в нем механизмы (изъятие, сервитуты) применяются и на территории Москвы, и на территории Московской области. Это позволит синхронизировать сроки строительства объектов транспортной инфраструктуры на территории города Москвы и Московской области, без чего невозможна реализация планов по созданию объектов единой транспортной сети Московской агломерации.

В целом же необходимо отметить, что само по себе принятие данного закона говорит о том, какое значение все ветви власти придают вопросу развития Московской агломерации и какая ответственность лежит на органах власти города, которые должны реализовать этот масштабный проект, максимально осторожно применяя правовые инструменты, которыми их наделили (особенно в отношениях с частными собственниками).

В. Жидкин - У дачников "Новой Москвы" не будут отбирать земельные участки
Критика закона об изъятии земель в Новой Москве
Путин упростил схему изъятия земель в "новой Москве" под инфраструктуру


Департамент градостроительной политики города Москвы

Категория: Законодательные акты | Просмотров: 2148 | Добавил: Trava | Рейтинг: 0.0/0