20:34 «Московская перспектива» - «Старая» Москва тянется к «новой» | |
Комплексное социологическое исследование «Новая Москва: потенциал рынка труда», проведенное ВЦИОМом в 2017 году, позволило выявить наиболее характерные тенденции развития присоединенных территорий. В частности, выяснилось, что более 70% жителей ТиНАО положительно оценивают изменения, произошедшие в «новой Москве» за последние 2–3 года.
Среди конкретных направлений, в которых жители «новой Москвы» отмечали улучшения, можно выделить благоустройство территорий – 72,5%, что составило плюс 10% к 2015 году. Но наиболее заметными стали положительные тенденции в работе транспорта – 69,4%, плюс 18% за два года. Сохраняется высокий запрос на строительство жилой недвижимости – 29%. За прошедшие годы показатель почти не изменился, что свидетельствует о стабильном и постоянном спросе на новое жилье. Жители Москвы в «старых» границах стали чаще ездить в ТиНАО: в 2015 году около 35% побывали в «новой Москве», а сейчас этот показатель вырос до 44%. Существенно поднялась популярность общественного транспорта для поездок на присоединенные территории. В среднем частота использования автобусов, метро, маршрутных такси увеличилась в 1,5 раза. Среди жителей в «старых» границах чаще всего в ТиНАО ездят из ближайших округов: Западного - 55% и Юго-Западного - 64%. Всего около 15% населения ТиНАО переехали со стартом проекта «новая Москва»>, в 2012 году и позже. Три четверти из них смогли трудоустроиться в округе проживания. При этом отмечено, что быстрее смогли найти работу жители со средним уровнем образования. Уровень дохода таких жителей также является средним или чуть ниже. Четверть нового населения ТиНАО пока не смогла найти работу в округе и ездит трудиться в «старую» Москву. В связи с этим выделяются две стратегии переезда, сформировавшиеся среди новых жителей территорий: транспозиция когда подразумевает переезд жителей поближе к МКАД, чтобы сохранить свои рабочие места в границах «старой» Москвы и релокация, в большей степени соответствует комплексному развитию территорий, эти жители ориентируются на покупку недвижимости внутри ТиНАО и работу в данном округе. На рынке труда «новой Москвы» наблюдается определенный дисбаланс: рабочие места для высококвалифицированного персонала с высокой зарплатой пока не созданы в нужном количестве. Главные сегменты рынка труда, где заняты представители данной группы: транспорт и логистика – 13%; государственная служба – 11%; административный персонал – 10%; бухгалтерия и финансы – 8%; продажи – 8%; искусство, развлечения, СМИ – 7%. Затраты жителей ТиНАО, которые вынуждены ездить на работу в границы «старой» Москвы, составляют 10–20% от заработной платы. Ежемесячно они тратят на дорогу от 25 до 65 часов. Развитие рабочих мест в «новой Москве» позволит местным жителям сэкономить эти средства и время, а потенциальным работодателям предлагать конкурентные условия за счет этой экономии. В наиболее многочисленную группу рынка труда входят жители «старой» Москвы, готовые к переезду в новую. Около 34% таких респондентов допускают для себя переезд на новые территории. Этот показатель не претерпел существенных изменений с 2015 года. Социально-демографический портрет потенциальных жителей новой территории таков: экономически активное население в возрасте до 45 лет, чаще всего – семьи с детьми, обладают высоким уровнем дохода. Важность наличия рабочих мест находит свое отражение при анализе факторов, на которые ориентируются жители «старой» Москвы, допуская решение о переезде в ТиНАО: развитие транспортной сети – 66%; доступные цены на недвижимость – 42%; экологическая обстановка – 40%. Четвертый фактор, который, по мнению 28,7% респондентов, может стать ключевым при переезде в ТиНАО, – наличие рабочих мест. Оценки этого параметра не так высоки, многие жители скептически оценивают возможность устроиться на работу в «новой Москве». Главные сегменты рынка труда, в которых эти респонденты могли бы быть востребованы: финансовая и банковская сфера, научные кластеры и технопарки, открытие собственного дела, сфера малого бизнеса. Также интерес представляют: логистика и транспорт; наука и образование; торговля и финансы. Эти направления главенствуют среди всех проанализированных групп, и именно в них занята большая часть работающего населения. Примером объекта для первого сегмента являются логистические центры и терминалы. А транспортно-пересадочные узлы могут выступить источником рабочих мест и для сектора логистики, и для торговли. Административно-деловые центры в зависимости от специфики объекта могут обеспечивать рабочие места и в сфере торговли/продаж, и в сфере образования/науки. В итоге аналитики делают выводы, что позитивные изменения в жизни «новой Москвы» отмечают как местные жители, так и жители территорий в границах до 2012 года. Готовность москвичей к переезду на присоединенные территории довольно высока. Чаще других переезд допускают жители ближайших округов: ЗАО, ЮЗАО и ЮАО. Две трети москвичей выступают за продление линий метро на территории области и «новой Москвы»
| |
|