23:54 Интервью Владимира Жидкина Агентству городских новостей «Москва» | |
Сегодня ТиНАО уверенно опережает другие столичные округа по количеству проданных квартир в новостройках. О том, чем сегодня привлекает «новая Москва» покупателей жилья, как за последние годы изменился инвестиционный климат, а также о том, остается ли сегодня в программе развития ТиНАО место зарубежному опыту, в интервью Агентству городских новостей «Москва» рассказал глава департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин.
Владимир Жидкин (В.Ж.): Во-первых, инфраструктура развивается очень быстро и активно – строятся дороги, метро, станции МЦД, школы, детские сады, поликлиники, объекты культуры, пожарные депо – все, что необходимо для комфортной жизни на этой территории, создаются парки. Плюс есть большой объем предложения – на рынке сегодня много крупных застройщиков и проектов. Население в ТиНАО действительно меньше, чем в других округах, но динамика роста выше – каждый год появляются 55–60 тысяч новых жителей. В начале было около 240 тысяч, а сейчас уже 750 тысяч жителей, то есть «новая Москва» увеличилась втрое. Наличие предложения, строительство инфраструктуры опережающими темпами, инженерные сети, экологически чистый район – половину территории занимают леса, плюс цена меньше. Поэтому многие москвичи продают квартиры в «старой» Москве и покупают жилье большей площади в ТиНАО. Ч.Б.: Может ли такими темпами ТиНАО стать лидером по численности населения среди столичных округов в ближайшей перспективе? В.Ж.: Если брать текущие проекты, которые уже имеют разный уровень согласования, то они будут способствовать росту населения примерно на миллион человек. Вот вам уже почти 2 миллиона, поэтому вполне возможно, что когда-нибудь ТиНАО станет одним из самых крупных районов Москвы. Ч.Б.: Вы упомянули, что многие москвичи продают квартиры и переезжают в «новую Москву». При этом, когда планировался проект ТиНАО, одной из ключевых задач было сокращение маятниковой миграции. Если сравнить сегодняшний день с 2012 годом, то как поменялась ситуация? Не получилось ли обратного эффекта? В.Ж.: Миграция уменьшается, но, учитывая, что все-таки население растет, по-прежнему большой процент выезжает в «старую» Москву на работу. При этом примерно 65% трудоспособного населения «новой Москвы» остается здесь и находит тут себе работу. Здесь и рабочие места создаются, и самозанятые есть. Учитывая, что сегодня существует большое количество мотивационных процессов для создания рабочих мест на новых территориях, мы считаем, что процент жителей, работающих на территории ТиНАО, будет только увеличиваться. Для этого принят ряд решений, смена вида разрешенного использования дает новые рабочие места, многие девелоперы сейчас стали строить объекты с местами приложения труда. Ч.Б.: Давайте немного по цифрам пройдемся: какой объем недвижимости ввели в ТиНАО с начала года, какой объем ввода прогнозируется по итогам года и что из этого придется на объекты ИЖС? В.Ж.: План – почти 3 миллиона квадратных метров на этот год, введено порядка 400 тысяч квадратных метров с начала года, из них около 300 тысяч квадратных метров – это жилье. Если брать план этого года в разрезе жилье/не жилье, то это 2,1 миллиона квадратных метров и 900 тысяч квадратных метров соответственно. Из этого объема не менее 500 тысяч квадратных метров придется на индивидуальное жилищное строительство. ИЖС по площади занимает около 20%, и эта цифра не снижается, а только увеличивается. Ч.Б.: Темпы ввода в этом году укладываются в график? В.Ж.: В первые месяцы года всегда меньше вводится, поэтому 400 тысяч квадратных метров за I квартал – это нормально, пока у нас нет сомнений, что план текущего года будет выполнен. Ч.Б.: Не наблюдаете снижения интереса застройщиков? В.Ж.: Нет, интерес застройщиков не снижается, потому что инфраструктура развивается, все объекты, необходимые для комфортного проживания, создаются как городом, так и девелоперами. Предпосылок для того, чтобы было снижение, нет. Цены пока держатся на одном уровне, и они ниже, чем в границах «старой» Москвы. Ч.Б.: Какова ситуация с обеспеченностью жителей ТиНАО социальными объектами? Сколько соцобъектов будет введено в этом году, и какой процент из них – инвесторские? В.Ж.: Последние несколько лет мы строим с запасом. Мы каждый год вводим больше 25 объектов только образования. С 2012 по 2020 годы вводилось около 10 таких объектов в год, а в этом году планируем ввести 30: 15 школ и 15 детских садов. Из них треть строит город – это семь школ и три детских сада, а две третьих строят инвесторы – 12 детских садов и восемь школ. Три объекта – две школы и один детсад – уже ввели с начала года. Ч.Б.: Недавно вы сообщали, что ожидаете роста инвестиций в сферу строительства в ТиНАО до 10 триллионов рублей к 2040 году. Расскажите подробнее, как изменилась инвестиционная активность в «новой Москве» в последние годы? В.Ж.: Инвестиционная активность только увеличивается, тем более, сейчас инфраструктура строится опережающими темпами. Объем инвестиций сегодня в стройку – 3,7 триллиона рублей, из них более 600 миллиардов – это деньги бюджетные и больше 3 триллиона – внебюджетные. Мы видим, что на 1 рубль бюджетных средств приходится 5 рублей внебюджетных – это очень хорошее соотношение, оно показывает, что инвестиционный климат только улучшается. Ч.Б.: Полностью ли ушли зарубежные инвесторы или кто-то остался? В.Ж.: Сейчас их практически нет, но это никак не мешает «новой Москве» развиваться. Как я уже отмечал, запланировано много важных для территории проектов – кинокластер, кластер товаров народного потребления и другие, которые уже начинают появляться в ТиНАО. Ч.Б.: Проявляют ли инвестиционный интерес страны «глобального Юга», может быть, азиатские, ближневосточные? В.Ж.: Пока нет, но, я думаю, что постепенно мы к этому придем. Территория развивается, она стребована и интересна. Ч.Б.: Вы затронули тему крупных кластеров, расскажите, что это за проекты? В.Ж.: Административно-деловой центр «Коммунарка» развивается, кинокластер, кластер товаров народного потребления, есть крупные проекты, которые реализуются самими застройщиками, например, «А101» в Прокшино – там ведется активное строительство. В Киевском поселении реализует крупный проект Черкизовский мясокомбинат. Все эти проекты находятся как минимум в стадии проектирования, а некоторые уже строятся. Отдельно надо отметить освоение земель у ЦКАД, это станет следующим этапом развития «новой Москвы». На прилегающей к трассе территории может быть построено порядка 5 миллионов квадратных метров недвижимости, 80% которой – нежилая: технопарки, логистические центры, офисные и бизнес-площадки. Сейчас в зоне тяготения ЦКАД уже реализуются проекты автомобильного и нефтехимического кластера общей площадью более чем 34 гектаров, пищевого кластера площадью более 75 гектаров в районе Щапово. Ч.Б.: АДЦ «Коммунарка» – одна из важнейших точек роста в ТиНАО, расскажите, как идет реализация проекта? В.Ж.: На этой территории планируется реализация проектов с объемом инвестиций более 500 миллиардов рублей. Сейчас проектирует активно «Самолет» и на следующий год выйдет на строительство жилья и нежилой недвижимости, «Крост» проектирует административные здания и тоже выйдет на строительство. Кроме этого, на торги выставляются новые земельные участки, я думаю, что на будущий год начнется проектирование еще нескольких объектов. Ч.Б.: Сколько всего недвижимости там появится? В.Ж.: Если брать весь проект планировки, то это около 7 миллионов квадратных метров недвижимости, при этом на каждый 1 квадратный метр жилья приходится 6 квадратных метров офисно-деловой недвижимости. Это огромная территория, огромный проект, не меньше, чем «Москва-Сити». Ч.Б.: Какое количество рабочих мест позволит создать реализация всех упомянутых вами проектов крупных кластеров? В.Ж.: Я думаю, что к 2030 году на территории этих кластеров не менее 100 тысяч рабочих мест появится – это большой объем. Это только эти кластеры, в целом же у нас в год от 15 до 20 тысяч новых рабочих мест появляется. Ч.Б.: Сегодня наблюдается стабильно высокий спрос на складские площади. Запланировано ли в ТиНАО строительство крупных складских комплексов, логистических терминалов? В.Ж.: «Внуково логистик» продолжает строить большой логистический комплекс. И в составе проектов, например, в Киевском поселении в составе проекта Черкизовского мясокомбината тоже есть большой логистический центр, в районе ЦКАД также запланировано несколько проектов с логистикой. Ч.Б.: Как идет работа по развитию транспортной инфраструктуры? Какие важные дороги и развязки строятся, что будет сдано в этом году? В.Ж.: С 2012 года построено почти 400 километров магистральных дорог в ТиНАО. Мы ежегодно вводим около 40 километров дорог, по этому направлению присутствует положительная динамика. Дороги протяженные, поэтому вводим их поэтапно. Из крупных объектов в этом году будет введен участок дороги «Мамыри – Пенино – Шарапово», дублера Калужского шоссе, протяженностью 8,2 километра, который пройдет от ул. Адмирала Корнилова до трассы «М3 «Украина» – Середнево – Марьино – Десна». В этом году появятся несколько участков дорог в Троицке, это существенно улучшит транспортное сообщение. В этом году появится участок в Коммунарке, который соединит жилую часть с метро. Откроется реконструируемая часть ул. Бачуринская в рамках строительства дороги «Калужское шоссе – Бачурино – трасса «Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе». Планируем завершить два этапа развития улично-дорожной сети поселение Мосрентген: появится магистральная улица, которая соединит улицу Адмирала Корнилова с дублером МКАД. Таким образом, с учетом трассы «Мамыри – Пенино – Шарапово» фактически на участке от МКАД до Новых Ватутинок создается сплошное направление, параллельное Калужскому и Киевскому шоссе. Также продолжается строительство «Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе», тоже участок будет построен сразу за Коммунаркой. Ч.Б.: Вы сообщали, что есть планы по реконструкции рынка «Славянский мир». Расскажите, будет ли эта работа проведена за счет инвестора? Когда планируется провести реконструкцию, что будет изменено? В.Ж.: Да, эта работа будет проведена исключительно за счет инвестора, он сейчас занимается проектированием, строительство будет вестись поэтапно. Когда там появится метро, у инвестора появится дополнительная мотивация к более активному проектированию и строительству. Эти «коробочки», которые там стоят, по 1,5 тысяч квадратных метров, – их надо, конечно, менять. Я думаю, что метро подтолкнет инвестора. Ч.Б.: Есть ли другие крупные морально устаревшие объекты в ТиНАО, которые планируется обновить в ближайшем будущем? В.Ж.: Таких крупных, наверное, нет. Но этот процесс постоянный – дорога появляется, транспортная доступность улучшается, и там появляется какой-то объект. Так все обычно и происходит. Ч.Б.: Что касается новых благоустроенных территорий, рекреационных зон и парков – какие-нибудь крупные проекты запланированы? В.Ж.: Количество парков растет в арифметической прогрессии, уже больше 30 парков на территории «новой Москвы» – это и крупные, и средние, и небольшие. Есть парки, которые город построил, есть те, которые построили инвесторы, но больше сегодня сделано городом. Их количество только увеличивается, и они продолжат появляться. Все понимают, насколько это важно для жителей. Когда мы выезжали с мэром в парк в Московском, то убедились, что весь город в выходные находится там. И речь не просто о прогулочных зонах – появляются активности, детские, спортивные площадки, и они очень востребованы. Ч.Б.: Давно обсуждается тема возможного строительства сафари-парка. Есть ли уже желающие заняться реализацией проекта? В.Ж.: Конкретного желающего пока нет, но, допустим, про парк в Прокшино, который реализует «А101», мы раньше тоже говорили, как про какую-то виртуальную вещь. Но появляется метро, дороги, жилье, и сейчас этот проект уже стал реальностью – там горнолыжный склон появится, аквапарк и так далее. То же самое и с сафари-парком. Придет время, когда количество населения, инфраструктура подтолкнет потенциального инвестора к созданию такого парка. Для этого есть все предпосылки – транспортная доступность и площадь лесных массивов, которая позволит разместить любой сафари-парк. Ч.Б.: То есть с этим проектом все-таки ждете инвестора, город сам не планирует за него взяться? В.Ж.: Я убежден, что это инвестиционный проект. Ч.Б.: В прошлом «новая Москва» тесно сотрудничала с Францией, в двухстороннем формате обсуждался опыт реализации проектов «Большой Париж» и «Большая Москва». Остались ли сегодня какие-то контакты с французской стороной по градостроительной теме? Есть ли сегодня место зарубежному опыту в развитии «новой Москвы» или ТиНАО уже уверенно идет своим путем? В.Ж.: Недавно я видел Мориса Леруа, он как советник здесь работает, но уже понятно, что сегодня с Парижем, с Францией мы на эту тему не контактируем. Очевидно, что на это есть причины политические. Но, если говорить откровенно, необходимости передачи какого-то опыта со стороны французских градостроителей сейчас уже нет. Было время, когда мы на начальной стадии проекта смотрели все, что делается в мире. В целом, мы и сегодня продолжаем наблюдать за тем, какие принимаются решения по крупным проектам. Китай, например – новый район Шанхая был построен за 30 лет, размер его по населению больше, чем предполагается в «новой Москве». Что-то мы брали у Сингапура, что-то когда-то у Парижа. Но сегодня у нас путь намечен, стратегия градостроительного развития понятна, создан благоприятный инвестиционный климат, появляются новые проекты, по сути, успешно формируется территория, которая будет самодостаточной с точки зрения соотношения жилья, рабочих мест, видов занятости, транспортной и социальной инфраструктуры. Владимир Жидкин - «Новой Москве» 10 лет | |
|