06:41 Газета «Московская перспектива»: «Готовы переехать в новую Москву» | |
С начала освоения новой Москвы город успел построить несколько дорог, поликлиник, детских садов и даже Дом культуры. Но главное – концепция развития этих земель, над созданием которой ломали головы лучшие отечественные и зарубежные урбанисты, начала приобретать конкретные очертания и воплощаться в градостроительных документах. О том, как развивается и преображается новая Москва и какой она станет в будущем, журналистам «Московской перспективы» рассказал гость нашей редакции, руководитель департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин. Владимир Федорович, охарактеризуйте вкратце земли, которые получила Москва в июле 2012 года. Чем эти территории отличались от остальной части Московской области? – В первую очередь это малозастроенная территория. Больше половины площади занимают леса. Здесь проживали всего 230 тысяч человек, нет крупных городов. МКАД окружают сплошь крупные города – Одинцово, Красногорск, Химки, Мытищи, Балашиха, Люберцы, Подольск. А в этом сегменте лишь небольшие города, такие как Московский и Щербинка, подальше – Троицк. Два аэропорта – «Внуково» и «Остафьево», два направления железной дороги – Курское и Киевское, три вылетные магистрали – Калужское, Киевское и Боровское шоссе. По своему потенциалу, природно-ландшафтным условиям и возможностям это очень удачная территория для перспективного развития Москвы. В Московской области совершенно иная административная структура, более дробная. Так, в состав Москвы вошло 21 муниципальное образование. А в Москве – мощная вертикаль. Как на практике происходит создание новой системы управления? – Прежде всего появилась префектура, и пока единая для двух административных округов – Троицкого и Новомосковского. Вопросами градостроительного развития занимаются префектура, наш департамент и профильные департаменты. Но главы поселений остались, хотя полномочий у них теперь меньше. Встречи, совещания по вопросам развития новых территорий традиционно проводятся с участием глав поселений. При этом Троицк и Щербинка сохранили самостоятельный статус, полномочия по части градостроительства. А районный уровень исчез? – Конечно. Ведь районные центры остались за границами Москвы – Подольск, Наро-Фоминск и Видное в Ленинском районе. – Никаких конфликтов нет, потому что разделение проходит по границам поселений, а не, скажем, по улицам. Было всего несколько земельных участков, которые рассекались этой условной границей надвое, но причиной тому послужили ошибки, допущенные при кадастрировании. Как учитывается «фактор» Московской области? – В этом году должна быть утверждена и пройти публичные слушания территориальная схема развития присоединенных территорий. К 2016 году необходимо утвердить Генплан Москвы в новых границах. Работая над этими документами, мы учитываем все населенные пункты на границе с новой Москвой – что там размещено, сколько людей проживает, каковы планы строительства жилья и т.п. Например, какой смысл строить рядом с Подольском такой же крупный населенный пункт, ведь проще создать рабочие места и для жителей новой Москвы, и для желающих из Подольска. Мы учитываем все проекты, разрабатываемые Московской областью, даже на отдаленное будущее. – Наш департамент совместно с Москомархитектурой и НИиПИ Генплана. Совместный штаб собирается дважды в неделю. Рассматриваем всё вплоть до отдельных проектов планировки, причем не только в части градостроительства, но и вопросы транспортного обеспечения, инфраструктуры. ДОРОГИ ВДОЛЬ И ПОПЕРЕК В юго-западном направлении сейчас идет активное транспортное строительство. Какой должна получиться «карта метро» на присоединенных территориях? – Департамент строительства сейчас строит первую ветку в новую Москву – от станции «Юго-Западная» в Румянцево и Саларьево. Сейчас рассматривается возможность прокладки еще двух веток – в Коммунарку с будущего Третьего пересадочного контура и западнее – продолжение Солнцевской линии. Может быть и четвертая линия, но о ней пока рано говорить. – Здесь несколько вариантов. От конечных станций, соединяя их, будет ходить скоростной трамвай. На автодорогах – Киевском и Калужском шоссе, а также строящейся трассе Солнцево – Бутово – Видное – планируется организовать выделенные линии для скоростного транспорта. Через два-три месяца будет принято решение, станет он рельсовым или безрельсовым. Калужское шоссе уже в этом году начнет реконструироваться. От Саларьева в Троицк пойдет новая 6- или 8-полосная дорога. В Саларьеве на Киевском шоссе и Коммунарке на Калужском у станций метро будут транспортно-пересадочные узлы. – Метро и дороги первой категории – департамент строительства. Наш департамент отвечает за дороги второй категории – это поперечные связи между вылетными магистралями. В этом году уже сдадим два участка и к двум приступим. И заметьте, с момента окончания переходного периода, то есть с июля 2012 года, не прошло и двух лет. – Мамыри – Саларьево – 4 полосы с заездными карманами, тротуарами и между Киевским и Боровским шоссе в районе Рассказовки тоже 4-полосная дорога. В ближайшее время начинаем реконструкцию центральной дороги в Коммунарке, которая будет продлена до Бутова. И еще одна транспортная связь – между Троицком и Киевским шоссе. – Мы сейчас приступаем к разработке программы строительства платных дорог в рамках государственно-частного парт-нерства. Эта работа должна быть завершена до конца года. Калужское шоссе по старой трассировке дойдет только до Сосенок. Между МКАД и Сосенками на 8 километрах предполагается построить 10 различных развязок. В Москве эта дорога упирается в Профсоюзную улицу, которая, понятно, не выдержит такого потока – до 8 полос. Поэтому в районе Коммунарки дорога уйдет налево к Саларьеву, на Киевское шоссе. Так вот, новый участок между Сосенками и Калужской областью может стать платным. При этом старая Калужка, которая проходит через Троицк, останется и тоже будет реконструирована. Всего мы должны построить 430 км новых дорог и реконструировать 170 км старых. По нашей оценке, платными могут быть порядка 10% дорог на этой территории. – Есть, но прежде мы должны просчитать все потоки с учетом развития территории. Инвестор должен знать, каким будет трафик, чтобы видеть рентабельность. 2015 год может уйти на проектирование и заключение контрактов, строительство начнется в 2016 году. А пока что мы строим за счет бюджета. – Мы видим возможность создать новое радиальное направление от поселка Мосрентген до ЦКАД. Планируем поперечные связи через каждые 5–7 километров. Это упоминавшиеся дороги Мамыри – Саларьево, Солнцево – Бутово – Видное и еще одна, более удаленная. Так мы создадим дорожную «паутину». Сегодня многие выезжают на МКАД, чтобы переехать с Симферопольского шоссе на Калужское или с Калужского на Киевское. Больше того, эти дороги мы хотим соединить с городами Московской области. – На Курском и Киевском направлениях будут построены дополнительные линии для движения электричек с минимальными интервалами. Достигнута договоренность с ОАО «РЖД», которое профинансирует реконструкцию путей Киевского направления. Здесь дополнительные линии пройдут до крайней точки новой Москвы – поселка Киевский. ТОЧКИ РОСТА Вы рассказали о 12 точках роста. Если рассматривать существующие поселения в новой Москве, как этот статус их преобразит? – Скажем, в Киевском, самом удаленном от исторической Москвы поселении, французский инвестор – Международная инвестиционная группа (МИГ) – реализует проект «Бизнес-платформа». Это градообразующее предприятие – около 100 тысяч рабочих мест, не менее 10 тысяч отечественных, европейских и азиатских компаний будут представлять, продавать, а кто-то и производить свою продукцию. Тот же инвестор построит жилье, поликлинику, детские сады, школы, объекты культурного назначения, чтобы эта точка как центр градостроительного развития была самодостаточной. – Уверен. Аналогичные проекты реализуются сейчас в Китае и на границе Франции и Германии. На такие форматы есть спрос. Предприниматель может приехать в одно место, увидеть и приобрести все, что ему нужно, заключить контракт с любой компанией Европы и Азии. Это очень перспективный проект. Тем более что Киевское находится не в центре Москвы, а в середине удобного логистического узла – аэропорт «Внуково», Большое кольцо МЖД, железная дорога Киевского направления, само Киевского шоссе и, наконец, ЦКАД. – Думаю, что инвесторы появятся. Это задача более отдаленной перспективы. Хотя перерабатывающие предприятия необязательно размещать на земле, принадлежащей федеральным ГУПам. И продукцию можно закупать у любых сельхозпредприятий. Сегодня на присоединенных территориях насчитывается порядка 45 тысяч голов свиней, 6 тысяч голов крупного рогатого скота. – Да. Сырье рядом, далеко ходить не надо. Например, «Птичное» – самый крупный в стране комплекс по выращиванию племенных несушек. Они трехдневных цыплят отправляют на птицефабрики во все концы России и в соседние страны. Какие из точек роста проявят себя в ближайшие годы? – Район Саларьево, где чешский инвестор PPF строит многопрофильный комплекс площадью 700 тысяч кв. метров. Следующий – Мосрентген, где «Славянский мир» возводит современный торговый комплекс. В Коммунарке ОАО «Масштаб» строит индустриальный парк «Индиго» на 42 резидента, в основном это будет производство. Там же, в Коммунарке, будет административно-деловой центр, мы уже приступаем к строительству зданий префектуры и других госучреждений. – Почему бы нет? Тем более что там будет и образовательный, и медицинский кластеры. К нам обращаются инвесторы, которые хотят построить на этой территории свои офисные здания. Департамент имущества готов предоставлять землю в аренду таким инвесторам после утверждения проекта планировки этой территории. Думаю, что офисы появятся там даже раньше, чем образовательный и административный кластеры. – Так сложилось исторически. Вуз давно планирует развиваться, у них есть для этого средства. Проект планировки был утвержден еще до присоединения новых территорий, проектная документация полностью готова. Кроме того, мы рассматриваем участок возле Троицка, где тоже могли бы разместиться объекты образования. – Мы уже построили 4 быстровозводимых поликлиники в совхозе имени Первого Мая, поселках Знамя Октября, Крекшино и Первомайский – на 110–120 посещений в смену. Приступили к проектированию еще 4 крупных поликлиник. Несколько поликлиник построили и планируют строить инвесторы. Обсуждается вопрос использования федеральной больницы в Троицке, возможно, построим там новую больницу. Точно могу сказать, что эта территория без койко-мест не останется. НАЙТИ БАЛАНС В обществе существуют опасения, что из-за масштабного строительства в новой Москве пострадают леса. Для этого есть основания? – Никаких оснований нет. Вы, наверное, слышали про якобы ботанический сад в районе Рассказовки, который мы «снесли» при расширении дороги. Как выяснилось, никакого ботанического сада там нет. Просто одна женщина посадила несколько десятков деревьев на не принадлежащей ей земле, расширив свой участок. Часть деревьев мы пересадили – и на этом всё успокоилось. Если где-то и убираем несколько деревьев, то обязательно с компенсационной высадкой, благо места для этого на территории новой Москвы предостаточно. – При расширении магистралей мы выбираем маршруты по полям, чтобы максимально сократить контакты с населенными пунктами. Сноса пока не было – только небольшие изъятия незастроенных участков. При этом город полностью компенсировал их стоимость по рыночной цене. – Такой угрозы нет. В Московской области также строится множество логистических комплексов. А у нас их как раз мало – только в районе Внукова и в Крекшине. Но главная защита от такого развития событий – программа размещения производительных сил, которую мы разрабатываем по поручению мэра. Виды рабочих мест должны быть сбалансированы, чтобы максимальное количество жителей новой Москвы работало на этой территории. По плану до 2035 года здесь должны жить полтора миллиона человек и насчитываться миллион рабочих мест. Большинство трудоспособных жителей должны найти себе работу здесь же. Для этого мы изучаем мировой опыт развития мегаполисов, ищем оптимальную структуру занятости. Скажем, в офисах должны работать 100 тысяч человек, в сфере логистики – 80 тысяч, в социальной сфере – 120, в производстве – 140 и так далее. Это предварительные цифры. В этом вопросе мы сотрудничаем с одной из самых крупных консалтинговых компаний – «МакКинзи». – Есть инвестор, готовый построить такую трассу, сейчас занимаемся подбором участка. Наверное, не стоит называть ее трассой для «Формулы-1». Это будет просто качественная гоночная трасса, которая может использоваться как для соревнований любого уровня, так и для любителей гонок. Больших стадионов пока не планируем. Такие объекты должны располагаться вблизи или внутри крупных населенных пунктов. В противном случае они будут пустовать. Например, даже в Химках, которые находятся на границе с Москвой, стадион на 18 тысяч мест почти никогда не заполняется. – В департаменте создана рабочая группа, которая будет заниматься вопросами развития парковых зон. Хотим, чтобы на присоединенной территории был представлен весь спектр парков развлечений – от зоопарка до парка исторических реконструкций. Он будет в районе аэропорта «Остафьево». Инвестор планирует построить там декорации – окопы, рвы, валы, замки, здания, чтобы эти объекты могли использоваться для реконструкции исторических событий и в различных шоу. Кстати, первое шоу – «Стрелецкая слобода» – уже состоялось. 17 августа 2013 года приезжал мэр Москвы Сергей Собянин на закладку камня на месте будущего парка. Там был целый город шатров. «Ремесленники» ковали мечи, а мэр лично отлил пулю. Вместе с другим инвестором рассматриваем возможность строительства парка русских сказок. Подбираем земельный участок площадью 30 гектаров на расстоянии примерно 20 км от МКАД. Туда будут съезжаться родители с детьми из Москвы и Московской области. Кроме того, мы должны создать крупные природные парки, в которых можно гулять по дорожкам, кататься на велосипедах. До конца этого года определим полный перечень парков. В новой Москве планируется построить не менее 45 парков, включая прогулочные, оздоровительные, историко-культурные, детские, спортивные, а также археологический, зоологический и сельскохозяйственный. Их площадь составит от 20 гектаров до 3 тысяч гектаров, а общая площадь — почти 7 тысяч гектаров. – Сбалансированность развития территорий, примыкающих к МКАД. Чтобы дороги не опаздывали за строительством коммерческой недвижимости и жилья, 95% которого сегодня строится еще по разрешениям, выданным правительством Московской области. К моменту передачи этой территории Москве, на 1 июля 2012 года, было выдано разрешений на строительство 16 млн кв. метров. В основном это жилье вблизи МКАД. Проекты, реализацию которых уже не остановить, мы откорректировали, чтобы вместе с жильем появлялись детсады, школы, поликлиники. Даже в коттеджных поселках должен быть как минимум детский сад. – После присоединения к Москве капитализация этих земель возросла. Квадратный метр на новой территории дорожает в отличие от подмосковной недвижимости с теми же характеристиками. А учитывая, как мы развиваем транспортную инфраструктуру, цена будет расти и дальше. Инвестор никогда не увязывает стоимость жилья с себестоимостью – только с рыночной конъюнктурой. Отсюда прибыль до 100 процентов. Мы считаем, что при такой марже инвестор должен участвовать в развитии транспортной инфраструктуры, в строительстве объектов общественного назначения. Он обязан обеспечить свои микрорайоны «социалкой», рабочими местами, парками. Например, компания «Мортон» при согласовании проекта планировки своего квартала в Середневе высказала готовность построить дороги не только вдоль микрорайона, но и еще одну дорогу между Киевским и Калужским шоссе стоимостью до 9 млрд рублей. – Часть сотрудников учреждений и ГУПов, которые откроются в административном кластере, – вполне. Половина нашего департамента, служба заказчика – люди, которые работают «на земле», могут переехать. Мне же приходится постоянно взаимодействовать с мэрией и другими департаментами, которые базируются в центре Москвы. Но когда «подтянется» транспортная инфраструктура и дорога до центра будет отнимать минимальное количество времени, многие москвичи задумаются над этой возможностью. Почему бы нет. НЕМНОГО О ЛИЧНОМ Владимир Федорович, чем увлекаетесь в свободное от работы время? – Я люблю верховую езду. В выходной отправляюсь на конюшню и провожу день в седле. Езжу по лесам и полям в районе Черноголовки. Ваши любимые места в Подмосковье и Москве. – В Подмосковье, как сказал, окрестности Черноголовки. А в Москве – центр, Бульварное кольцо. Каждый бульвар по-своему хорош. А в новой Москве? – Там мне везде нравится. Многогранная, интересная территория. "12 округов. Интервью": Зампрефекта ТиНАО Игорь Малыгин | |
|