13:24
Москва взялась расти не в том направлении?

Куда идёт ТиНАО: из спальных районов полчаса до центраПроворность, с которой столичные и областные власти поддержали, проработали и начали воплощать в жизнь идею президента Медведева о расширении границ мегаполиса и доведения до ума проекта большая Москва, удивила многих. За месяц обсуждений скромный (все познается в сравнении) островок управленческого центра разросся до второй Москвы. Вместе с «юбкой» в 144 тыс. га и вновь обращенными жителями столице достался целый ком проблем. Как замечают эксперты, его размеры обратно пропорциональны узкому «горлышку» между Варшавским и Киевским шоссе, которые обрамляют присоединенную территорию.

Еще на старте проекта увеличения столичных границ юго-запад назывался в ряду возможных направлений расширения Москвы. Впрочем, специалисты по транспортным вопросам этой вероятности опасались. Так, глава НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, отвечая на вопрос о подходящем месте для анонсированного города-спутника, юго-западное направление отмел моментально: там «просто глухо».

Глухо – не глухо, а выбора, говорят, не было. Как объясняла «Росбалту» председатель подкомитета по реформированию ЖКХ комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Галина Хованская, «от таких благополучных районов как Красногорск или Одинцово подмосковным властям отказываться достаточно сложно». Отдадут, предполагала она, то, что «не очень престижно». И не ошиблась: Москве для расширения границ отошли территории на юго-западе. При этом, что примечательно, большинство крупных городов, находящихся в границах новых владений (Подольск, Климовск, Щербинка и Апрелевка), в состав большой Москвы не войдут.

И все же расти столице надо. В тесноте МКАДа город, как минимум, не в состоянии обеспечить очередников положенным по закону жильем — здесь даже думать не над чем. А вот о чем следовало бы, по мнению некоторых экспертов, поразмышлять, так это о выбранном направлении.

На юго-западе дорожная инфраструктура развита слабо. «Юбка» — это всего две радиальные магистрали, одна из которых — Калужское шоссе – не отличается высокой пропускной способностью, а вторая — двухрядная «бетонка» А-107. Киевское шоссе, ведущее во Внуково, Варшавка, которая проходит через центры Щербинки, Подольска и Климовска, и трасса «Крым» (ее давно не реконструировали) перегружены – были и, не сомневаются специалисты, будут. Особенно если принять во внимание тот факт, что доступ в аэропорты «Домодедово» и «Шереметьево» с участка между Варшавским и Киевским шоссе возможен только через МКАД.

Итого: вместо решения проблемы пробок в Москве (что было одним из основных обоснований для расширения) — либо дополнительная «мертвая зона» для автомобилистов, либо мертвый груз в бюджете на ближайшие несколько лет. Только на развитие магистральной автотранспортной сети для размещения города с населением 1,5-2 млн человек, по приблизительным оценкам, придется потратить не менее $8 млрд.

Значительных расходов потребует разработка градостроительной документации, прокладка инженерной инфраструктуры на территории «юбки», не подготовленной к массовой застройке. И это не говоря о соцвыплатах для новых горожан и возведении социальных объектов: последние две задачи Москве, скорее всего, не удастся решить за федеральный счет. Нагрузка ляжет на столичный бюджет, который, к слову, уже практически сверстан на 2012 год.

А пока власти будут формировать новый, не исключена сумятица в социальной, образовательной, медицинских сферах. Вероятны, к примеру, перебои с бесплатными лекарствами на период реорганизации муниципальных образований и переподчинения больниц, поликлиник, школ, детсадов и управлений соцзащиты. А кто-то на время и вовсе лишится доступа к некоторым из этих учреждений: до завершения строительства аналогичных объектов в бывшей области ее бывшие жители вынуждены будут обследоваться в столичных медцентрах.

Кстати, о них: в Москве реализуется двухлетняя программа модернизации системы здравоохранения, предполагающая, в частности, закупку высокотехнологичного диагностического оборудования. Проблема в том, что потребность города в МРТ, КТ, ангиографах и других «редких» приборах власти определяли исходя из потребностей москвичей. Означает ли это, что, когда нас станет больше, очереди на компьютерную томографию, не успев исчезнуть, вновь вырастут?

В департаменте здравоохранения, однако, никаких опасений по этому поводу не испытывают. Его глава Леонид Печатников, общаясь накануне с журналистами, хоть и отметил, что при формировании бюджета нужды второй Москвы не учитывались, рассказал, что средства, сэкономленные при закупке медоборудования, город все равно планировал потратить на дооснащение клиник. А деньги немаленькие: в 2011 году власти намерены сэкономить 7,5 млрд рублей из 23 млрд, выделенных в рамках программы модернизации.

Однако, помимо теоретических очередей к диагностам, есть и другие проблемы, которые, как полагают эксперты, обязательно возникнут при реализации соглашения о расширении. Начиная с бытовых (огромному числу людей предстоит бесконечная, как новая Москва, процедура переоформления документов о собственности, прописке, страховке), заканчивая экономическими и организационными. Так, земли сельскохозяйственного назначения перейдут в подчинение населенного пункта, что увеличит их кадастровую стоимость и налогообложение, и автоматически сделает некоторые виды деятельности нерентабельными.

Не менее полугода займет межевание и описание границ. На разработку новой градостроительной документации, ее согласование и утверждение уйдет от двух до трех лет. Более того, приступить к этой работе можно будет только после завершения юридической передачи территорий Москве, а это еще около года. После чего присоединенные территории ждет большая работа по реорганизации органов власти и местного самоуправления, а жителей этих территорий – трудная пора привыкания.

И еще один немаловажный момент – расширение границ Москвы на юго-запад пока еще не закреплено документально. Эксперты, рассказывая о существующем соглашении между мэром Москвы Сергеем Собяниным и губернатором Подмосковья Борисом Громовым, в котором якобы речь идет о выделении столице территорий, ограниченных Киевским, Варшавским шоссе и Большим кольцом МЖД, допускают фактическую ошибку. Ранее, перед официальным объявлением о «юбке», субъекты Федерации действительно подписали некое соглашение о границах, но оно касалось совсем других участков и стало итогом процесса уточнения границ, длящегося уже 10 лет. Так вышло, что заявления властей о Рублево-Архангельском, Сколкове и о «юбке» по времени совпали с утверждением этого соглашения в Совете Федерации, поэтому сейчас многие считают подмосковные земли на юго-западе юридически закрепленными за Москвой. На деле же до реального соглашения по этим территориям еще очень далеко. Тем более, еще неизвестно, как местные жители проголосуют на референдуме, если, конечно, он состоится.

Расширение границ Москвы: мнение юриста
Москва взялась расти не в том направлении?
Чем грозит «Большая Москва»


Алла Егорова
rosbalt.ru

Категория: Представители власти и эксперты о Новой Москве | Просмотров: 3181 | Добавил: Trava | Рейтинг: 0.0/0