22:51
Большой Москве — большие проблемы?

Большой Москве — большие проблемы?
11 июля 2012 года Москва официально расширилась до границ Калужской области. Скоро жители «Новой Москвы» испытают все прелести и тяготы столичной жизни. Что же придет на присоединенные к столице территории: московская работа, московская зарплата или московские цены? Каких перемен стоит ожидать жителям бывшего Подмосковья, а каких — «старым москвичам»?
 

Размыкая круг
 

Территория Москвы вытянулась в юго-западном направлении и увеличилась в 2,4 раза. Столица поглотила города Троицк, Щербинку, Московский, а также несколько поселков. Цель проекта, который журналисты назвали «Новая Москва» — преодоление моноцентризма столицы и недостатков ее круговой планировки. Как известно, большая часть офисов располагается ближе к центру, в то время как подавляющее большинство москвичей проживает в спальных районах. Огромные потоки автомобилей и общественного транспорта направляются утром в центр, а вечером — на окраины, в результате чего и создаются знаменитые московские пробки.
 
Еще одна проблема, которую должен решить проект «Большая Москва» (как называют его сами разработчики) — высокая плотность населения столицы. Напомним, что до расширения она составляла около 10 588 чел./км², а после — 4 626 чел./км².
 
Решение проблемы видится в перенесении части офисов из центра Москвы на новую территорию. Означает ли это, что местным жителям будет легче найти себе работу недалеко от дома, а некоторым москвичам придется ездить дальше, чем они привыкли? Научную роль в разработке проекта взяла на себя Высшая школа экономики. Подробнее об этом рассказывает эксперт ВШЭ.

 

 


 
Кейс 1. НИУ «Высшая школа экономики»
 


Евгений Плисецкий, младший научный сотрудник центра региональных исследований и городского планирования НИУ «Высшая школа экономики»:

«Главная идея проекта — создание нового качества городской среды для "радости жизни" в единой Москве. Предполагается, что на новых территориях будет создано взаимосвязанное органичное количество мест приложения труда и мест постоянного проживания.
 

Тем самым решается одна из стратегических задач по смещению вектора моноцентрического развития Московского региона в сторону полицентрического.
 
Согласно официальной статистике 2010 года, численность работников, занятых в Московском регионе, составляла 9,3 млн человек, из которых 70% приходилось на Москву.
 
Анализ плотности рабочих мест и мест проживания на территории показал, что наибольшая концентрация офисов в Москве располагается в центре города, а наибольшая плотность проживающего населения приходится на более отдаленные районы. Внутригородские потоки, таким образом, направлены из спальных районов в центр, что создает существенные транспортные, экологические и прочие проблемы.
 
По этой причине необходимо добиться создания нового центра притяжения населения на присоединенных территориях. Для этого целесообразным будет сокращение числа рабочих мест в центре.
 
Развитие новых территориально-отраслевых кластеров в "Новой Москве" и, как следствие, организация большого числа новых рабочих мест, создание комфортных условий проживания позволят переориентировать потоки занятого населения из соседних районов Московской области на новые территории. Также там будет распределена и определенная часть живущего и работающего населения "старой" Москвы.
 
Одной из целей развития новых присоединенных территорий должно стать создание комфортных условий проживания и большого числа привлекательных рабочих мест. Приблизительное соотношение застраиваемых согласно проекту территорий в "Большой Москве" можно охарактеризовать так: около 20% — офисная застройка, 50% — жилая застройка, 20% — предприятия сферы услуг, торговли и обслуживания.
 
Анализ динамики трудовой миграции показал, что 60% всех занятых в экономике работников на присоединенных территориях участвуют в ежедневной маятниковой миграции, т. е. выезжают за пределы этих районов на работу. Развитие "новой" Москвы, по нашей идее, должно заключаться в создании новых перспективных рабочих мест, чтобы жители, уезжающие каждый день на работу в другие районы, смогли трудоустроиться в местах своего постоянного проживания. Более того, развитие "Новой Москвы" должно привлечь местами приложения труда и жителей соседних районов , а также обеспечить их комфортабельными жилищными условиями».


Тогда она идет к вам!
 
Скоро жители присоединенных земель почувствуют себя на месте москвичей. Но повлияют ли грядущие изменения на  уровень их жизни?

Вот что думает по этому поводу Евгений Плисецкий: «Создание новых условий, улучшение качества жизни и увеличение количества новых рабочих мест обусловят рост заработанной платы. Одновременно с этим обретение присоединенными землями столичного статуса повлечет за собой определенный рост цен на недвижимость».
 
Такой прогноз настораживает, поскольку рост цен на недвижимость, скорее всего, приведет к общему удорожанию жизни. Кроме того, отдельным поводом для беспокойства является экологическая обстановка в «Большой Москве», в особенности если помнить о небрежном отношении россиян к своей природе. Направление расширения было выбрано не случайно: именно на юго-западе от Москвы расположено достаточно мало крупных городов, причем население Троицка, Щербинки и Московского вместе взятых — всего около 90 тысяч человек. Безусловно, это дает застройщикам большую свободу действий. В то же время существует опасность того, что спустя несколько лет «Большая Москва» ничем не будет отличаться от «малой»: те же высокие цены, те же пробки, та же запредельная плотность населения и нехватка пространства.
 
Свое мнение по поводу будущего уровня жизни в «Большой Москве» есть у Александра Карпова, которого, по его словам, расширение коснется непосредственно.

 

 

 

 



 
Кейс 2. LG Electronics RUS
 

Александр Карпов, директор по персоналу LG Electronics RUS, кандидат технических наук:

«Я живу в Подольске, которому "повезло" оказаться почти окруженным "Новой Москвой". Поэтому о возникших проблемах говорю не понаслышке, а на основании собственного опыта жизни "на границе". Аншлюс уже сказался. Врачи-специалисты из подмосковных клиник уже уволились и потянулись на заработки на сопредельные территории, за ними последовал и младший медицинский персонал.
 

Работники пенсионного возраста, проживающие в новоиспеченной "Большой Москве", просто ушли из расположенных в Подмосковье организаций (в частности, больниц), подсчитав, что теперь выгоднее получать московскую пенсию, чем тратить деньги на то, чтобы добраться до работы. К тому же, отношение к происходящему со стороны подмосковных пенсионеров, думаю, вполне понятно. Мнение о том, что Москва — это язва на теле России, присутствует практически у каждого из них. Ведь они работали на страну, на ее будущее всю свою жизнь, причем нередко в более сложных, часто просто опасных для здоровья условиях (Подольск, например — это вотчина атомпрома и оборонки с их, мягко говоря, не слишком полезными для здоровья, но прежде очень нужными стране производствами), а не в министерских кабинетах или банковских офисах, но теперь получают существенно меньшую пенсию, чем новоиспеченные москвичи. Социальная несправедливость очевидна.
 
Скорее всего, за врачами потянутся и учителя, и фармацевты, и другие категории работников, особенно в бюджетной сфере.
 
Если рабочие места и будут переноситься из "Старой Москвы" в "Новую", то прежде всего "грязные": промышленное производство, складские комплексы, утилизация мусора и т. п. Собственно, так оно сейчас и происходит. В Подольске в объявлениях о найме на работу 90% приходится на низкоквалифицированный персонал (грузчики, комплектовщики и т. п.). Качество жизни Подмосковья это не улучшит, и зарплаты не увеличит (особенно это касается более-менее крупных подмосковных городов).
 
Кроме того, цены на недвижимость, естественно, вырастут. Присоединение территорий привлечет еще больше приезжих, но при этом их социальная планка будет ниже. "Старая Москва" постарается выдавить в "Большую" всех, кого ей не хочется видеть в пределах МКАД (гастарбайтеры, очередники на бюджетное жилье и прочие).
 
Цены на продукты питания и товары промышленного потребления в Подмосковье давно равны московским, а иногда и повыше — местные администрации тоже хотят кушать.
 
Таким образом, качество жизни в бывшем (и не только) Подмосковье сильно упадет. Москва будет распространять все свои текущие проблемы на новые присоединенные территории. Особенно ухудшится экологическая обстановка. Все, что может и не может быть застроено, будет застроено. Поскольку существующие дороги не рассчитаны на такой наплыв транспорта, они будут расширяться, и, соответственно, увеличится дорожная сеть (во многом за счет дачных участков и привычных мест рекреации жителей Подмосковья)».


Куда уедет ЦИК?
 
В проект «Большая Москва» входит еще одна, почти революционная мера — переезд за МКАД органов федеральной и муниципальной власти.
 
«Создание Федерального центра в районе Коммунарки также повлечет за собой увеличение населения "Большой Москвы" за счет переезда министерства, Государственной Думы, региональной администрации и, как следствие, обслуживающего персонала», — рассказывает Евгений Плисецкий. Известно, что на переезд согласна и Центральная избирательная комиссия, правда, с некоторыми оговорками. Можно, развивая мысль Александра Карпова, сказать, что "Старая Москва" выдавливает из себя не только гастарбайтеров и очередников, но также депутатов и министров.

По идее, именно это должно преодолеть замкнутость Москвы на одном центре. Но для России (и это видно на примере «Старой Москвы») характерна концентрация всей инфраструктуры вокруг властного центра. Кто знает, как подействуют центростремительные силы на этот раз? Возможно, переезд правительства вызовет возникновение нового центра со всеми перечисленными выше последствиями: массовой застройкой, пробками и увеличением населения столицы примерно до 30 миллионов человек — и все вернется «на круги своя».


Нет ничего нового под солнцем?
 
Впрочем, вероятность того или иного прогноза экспертов зависит от одного очень важного фактора. По словам Евгения Плисецкого, в числе ключевых приоритетов будущего развития Москвы, присоединенных территорий и Московской агломерации в проекте отмечено создание Новой Московской линии — системы высокоскоростного общественного транспорта. Ведь именно от транспортной системы зависит интенсивность связей между "Старой" и "Новой Москвой", а значит, и  скорость, с которой произойдут перемены к лучшему или к худшему. Однако возможен ли вариант, при котором, в силу неразвитости транспорта, в ближайшие несколько лет не стоит ждать никаких перемен? В этом уверена преподаватель пространственной экономики и теории отраслевых организаций, профессор РЭШ Татьяна Михайлова.

 

 

 

 


 
Кейс 3. Российская экономическая школа
 

Татьяна Михайлова, профессор Российской экономической школы, Ph.D., Pennsylvania State University:

«Мы не считаем, что должно начаться перетекание рабочих мест. Простое изменение административного статуса не добавит "Новой Москве" привлекательности в глазах фирм. Ведь характеристики местности не изменились: туда все так же трудно добраться транспортом, и плотность населения остается такой же низкой (по сравнению со "Старой Москвой" и другими районами ближнего Подмосковья).
 
То же относится и к маятниковым мигрантам: пока не произошло никаких изменений в транспортной сети, поведение людей не изменится.
 
В краткосрочной перспективе перенос рабочих мест может случиться только в случае  административного решения о переносе государственных учреждений. Если же его не будет, то и заработная плата не вырастет, ведь она зависит от спроса и предложения на локальном рынке труда. Цены на товары и услуги также не изменятся, если доходы местного населения останутся примерно на том же уровне.
 
Что касается цен на недвижимость, то их рост возможен. Ведь новые территории будут включены в систему более щедрых общественных благ и льгот, предоставляемых москвичам, а это свою очередь  отражается на стоимости недвижимости. Однако, скорее всего, цены уже выросли, ведь о включении  нескольких подмосковных городов и поселков в состав Москвы было объявлено заранее.
 
От простого переноса границы административного образования в краткосрочной перспективе экономическая и трудовая сферы не претерпят изменений. Но в долгосрочной — изменения возможны, и они зависят от градостроительной политики на новых и старых территориях. Если будет развитие транспорта и инфраструктуры на новых территориях, будет и перетекание экономической активности из "Старой Москвы" и других районов Московской области».
 
По-видимому, все идет к тому, что столичные цены сначала придут в «Новую Москву» одни, без зарплат. В то же время становление «Большой Москвы» как целостного города может затянуться на определенный срок. Как, цитируя Екклесиаст, сказал нам в телефонном разговоре Валерий Поляков, генеральный директор рекрутинговой компании «Гласфорд Интернейшнл», кандидат экономических наук, «Нет ничего нового под солнцем. Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться».


Андрей Павлюченко
Источник:Rabota.ru
 

 

 

Категория: Представители власти и эксперты о Новой Москве | Просмотров: 3643 | Добавил: Trava | Рейтинг: 0.0/0