11:33
Депутаты разрешили "прописку" на даче

Госдума приняла в первом чтении поправки в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", который разрешает такую постоянную "прописку".

При условии, если в этом садово-дачном "тереме" действительно можно жить и летом, и зимой. Таким образом депутаты вместе с инициатором этого законопроекта правительством выполнили постановление Конституционного суда РФ, признавшего не соответствующей главному Закону страны норму, лишающую россиян возможности зарегистрироваться по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, пригодных для постоянного проживания граждан.


Конституционное право россиян на свободный выбор места жительства в пределах своей страны было подтверждено. Только для оформления прописки жилую постройку на садовом или дачном участке следует переоформить в индивидуальный жилой дом. Независимо от того, где она находится - на территории населенного пункта или на землях сельхозназначения.




 Проект

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

О внесении изменений в Федеральный закон

"О садоводческих, огороднических и дачных

некоммерческих объединениях граждан"

 

 

Внести в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 16, ст. 1801; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2881) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) в абзаце втором:

слова "жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений" заменить словами "индивидуального жилого дома, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, строений и сооружений вспомогательного использования";

б) в абзаце третьем слова "некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений" заменить словами "объектов, не являющихся объектами капитального строительства, строений и сооружений вспомогательного использования";

в) в абзаце четвертом:

слова "жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений" заменить словами "индивидуального жилого дома, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, строений и сооружений вспомогательного использования";

2) в абзаце первом пункта 2 и абзаце первом пункта 3 статьи 11 слова "жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений" заменить словами "индивидуальных жилых домов, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, строений и сооружений вспомогательного использования";

3) подпункт 4 пункта 1 статьи 19 изложить в следующей редакции:

"4) осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку индивидуального жилого дома, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, строений и сооружений вспомогательного использования - на садовом земельном участке; индивидуального жилого дома, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, строений и сооружений вспомогательного использования - на дачном земельном участке; объектов, не являющихся объектами капитального строительства, строений и сооружений вспомогательного использования - на огородном земельном участке;";

4) в подпункте 6 пункта 4 статьи 35 слова "жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений" заменить словами "индивидуальных жилых домов, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, строений и сооружений вспомогательного использования";

5) в пункте 4 статьи 36 слова "жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений" заменить словами "индивидуальных жилых домов, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, строений и сооружений вспомогательного использования";

6) статью 53 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Граждане, имеющие в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках в составе земель населенных пунктов или земель сельскохозяйственного назначения, отвечающие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и признанные в установленном порядке пригодными для постоянного проживания, вправе переоформлять их в качестве индивидуальных жилых домов в установленном законодательством Российской Федерации порядке.".

 

               Президент

    Российской Федерации



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к проекту федерального закона "О внесении изменений

в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"

 

 

Проект федерального закона "О  внесении изменений в Федеральный закон "О  садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - законопроект) направлен на реализацию постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. № 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О  садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" и от 30 июня 2011 г. № 13-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и  дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В.Воробьева".

Конституционным Судом Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О  садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон № 66-ФЗ) в той части, в которой исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания.

Законопроектом предлагается понятие "жилое строение", которое применяется в действующей редакции Федерального закона № 66-ФЗ, заменить понятием "индивидуальный жилой дом", уже используемым в  законодательстве. Также в целях приведения терминологии Федерального закона № 66-ФЗ в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации законопроектом предлагается слова "хозяйственные строения и  сооружения" заменить словами "объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, строения и сооружения вспомогательного использования".

Исходя из положений гражданского законодательства, следует, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а именно жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Виды жилых помещений определены статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Индивидуальным жилым домом согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более трех, предназначенный для проживания одной семьи.

Статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" даны понятия здания и сооружения.

Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и  системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих,
а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Таким образом, в целях соответствия уже используемой в законодательстве терминологии и устранения неопределенности в вопросе о том, в жилом строении или жилом помещении регистрируется гражданин, понятие "жилое строение", которое применяется в действующей редакции Федерального закона № 66-ФЗ, законопроектом предлагается заменить на понятие "индивидуальный жилой дом".

Законопроектом предлагается также исключить из Федерального закона № 66-ФЗ положения, ограничивающие право граждан на регистрацию по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке, который относится к землям населенных пунктов или землям сельскохозяйственного назначения.

Вопросы регистрации граждан не относятся к предмету регулирования Федерального закона № 66-ФЗ.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О  праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Законопроектом также предлагается дополнить Федеральный закон № 66-ФЗ нормой, закрепляющей право граждан, имеющих в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках в  составе земель населенных пунктов или земель сельскохозяйственного назначения, отвечающие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и признанные в установленном порядке пригодными для постоянного проживания, переоформлять указанные жилые строения в качестве индивидуальных жилых домов в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Принятие законопроекта позволит реализовать нормы конституционного права граждан на выбор места жительства в пределах Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что регистрация по месту жительства в  индивидуальном жилом доме не будет приводить к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта и, следовательно, возлагать на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур.


Категория: Законодательные акты | Просмотров: 7732 | Добавил: Trava | Рейтинг: 0.0/0