07:04
Интервью с Владимиром Платоновым

1 июля к Москве присоединяются новые территории. Уже почти год депутаты Московской городской Думы работают над связанными с этим изменениями законодательства. В частности, существенно меняются структура и форма работы органов местного самоуправления. О том, как идет эта работа, и о том, что необходимо сделать в ближайшей и долгосрочной перспективе, рассказывает председатель Московской городской Думы Владимир ПЛАТОНОВ.


- Сейчас органам местного самоуправления передается достаточно много полномочий. В чем, на ваш взгляд, будут отличия между полномочиями на «старых» и «новых» московских территориях? И чем вообще вызвана необходимость сейчас делиться властью с органами местного самоуправления?

- Много или мало передается полномочий органам местного самоуправления, вопрос важный, но, думаю, достаточно субъективный. На встречах с депутатами органов местного самоуправления звучало мнение, что мало, что нужно передать в муниципалитеты вообще всю власть, упразднив префектуры и управы. С другой стороны, слышны сомнения: стоит ли вообще передавать что-либо местному самоуправлению, где гарантии, что все это будет выполнено, не пострадают ли граждане?

Уверен - сейчас мы делаем верный шаг в продолжение важной и многолетней работы. И у московских органов местного самоуправления появляется возможность реально проявлять себя не на словах, а в деле.

Когда Сергей Собянин только стал мэром, он сразу заявил, что обязательно сделает предложения по реформированию местного самоуправления. И сегодня это обещание исполнено. Мэр встречался в первую очередь с представителями органов местного самоуправления. Рассказал, какие полномочия планируется передать. Потом был разработан законопроект, который политические заявления, политические обещания мэра реализует через внесение изменений в столичное законодательство. Сейчас этот документ будет рассматриваться в Московской городской Думе. Так что все логично, все последовательно.

Органы местного самоуправления будут наделены весьма значительными полномочиями. Они будут определять очередность выполнения работ на территориях, связанных с капитальным и текущим ремонтом, будут принимать решения о строительстве некапитальных объектов до полутора тысяч квадратных метров. Им даются довольно широкие контрольные полномочия в отношении объектов городской инфраструктуры, находящихся на их территории. В том числе они могут выражать недоверие главе района.

- Вы сказали про единство городского хозяйства. В Москве теперь будут три формы местного самоуправления с разным набором полномочий. Насколько это скажется на управляемости городом и на единстве городского хозяйства? Ведь одни и те же полномочия где-то будут осуществлять органы государственной власти, а где-то - органы местного самоуправления.

- Существует одна система местного самоуправления. Просто у разных районов будут разные полномочия. Больше того, и на вновь присоединенных территориях каждый район своеобразен. В дальнейшем это будет корректироваться взаимоотношениями между конкретным районом и городом - что они оставляют себе, а что передают. И по Конституции, и по Федеральному закону органы местного самоуправления самостоятельны и сами решают, какие полномочия они делегируют органам государственной власти. Поэтому здесь соблюдаются все конституционные правовые институты, гарантирующие, что местное самоуправление самостоятельно, и что депутаты сами решают, что выполняют, а какие полномочия передают.

- Чем обусловлены недавние поправки, позволяющие отозвать полномочия у тех, кто с ними не справляется?

- Конечно, городские власти будут внимательно следить за тем, как исполняются переданные полномочия. И если кто-то не справится, будут приниматься конкретные решения. Например, избрали орган власти. А он не может провести организационное собрание. Конечно, если орган власти не умеет работать, будет принято соответствующее решение и введено городское управление. Это индивидуальная работа. У органов местного самоуправления есть возможность проявлять себя не на словах, а на деле. Безусловно, она была и раньше, но теперь диапазон становится шире.

- Сейчас этот вопрос много обсуждается. Передаются полномочия, например, в области строительства. В настоящее время существует департамент, где работают специалисты. И их достаточно. А хватит ли их на 146 районов, чтобы в каждом профессионально принимать решения?

- Передача полномочий будет проводиться так, чтобы не разрушать единое городское хозяйство. Процесс этот длительный и небыстрый. Районы столицы, в которых действуют органы местного самоуправления, являются составными частями единого городского пространства. И невозможно разделить на 125 частей транспорт, здравоохранение, образование и многое другое, в этом специфика управления мегаполисом.

Кроме того, все это будет происходить в рамках действующего законодательства. То же разрешение на строительство выдается на основании Градостроительного кодекса, Генерального плана, других документов. И даже если муниципальные депутаты захотят построить небоскреб на том месте, где Генпланом определена малоэтажная застройка, они этого сделать не смогут. Потому что уже федеральным и городским законодательством определены те рамки, внутри которых они могут принимать решения.

Что касается контрольных функций, лучше них никто не знает, какому руководителю какой задать вопрос. Им не надо что-то готовить, изучать документы и так далее. Люди живут «на земле» и знают, что и где нужно сделать.

- Когда принималось решение о присоединении к Москве новых территорий, говорили о том, что будут сохранены все функции и полномочия органов местного самоуправления. Насколько это удалось?

- Мы гарантировали, что органы власти продолжат свою работу на срок полномочий, на который жители их избрали. И что у них не будут отбираться полномочия. Налоговые поступления не будут уменьшаться, а финансовая составляющая не будет ниже, а будет только выше. И все эти обязательства не только продекларированы, но уже исполняются. Посмотрите, сколько за последнее время мы внесли изменений в Устав и другие законы города! Все оставшиеся необходимые изменения мы примем до 1 июля.

- Сколько всего законов нужно изменить?

- Сейчас точно этого сказать нельзя. По мере развития событий их число меняется. Например, мы сейчас столкнулись с тем, что есть проблемы у нотариусов. Самое главное, что для жителей проблем не будет, потому что с 1 июля вся эта территория войдет в территорию Москвы. А в Москве единый нотариальный округ. Но изменения в действующее законодательство вносить надо.

- То есть эта работа 1 июля не остановится? Жизнь покажет, что еще надо будет в дальнейшем менять?

- Возможно, что-то возникнет. Но все основные законы, которые с 1 июля делают территорию Московской области территорией Москвы не только де-юре, но и де-факто, приняты.

- Руководитель Департамента финансов Москвы Вера Чистова говорила, что к 2014 году доходы жителей присоединяемых районов сравняются с доходами сегодняшних москвичей. Не потеряют ли все жители Москвы в социальных обязательствах города ради выравнивания доходов?

- Нет. Такое исключено. На присоединяемых территориях сегодня живут 225 тысяч человек. Не все они обездоленные и нуждаются в мощной социальной поддержке. На этой территории живут самодостаточные люди, работают предприятия, органы власти. К примеру, Троицк - это ведь город высочайшего интеллектуального потенциала, с мощнейшей научной базой. Не стоит считать, что к нам присоединяют нахлебников, и мы, обделяя себя, начинаем их кормить.

Да, в силу объективных причин некоторые показатели у них ниже. Но мы эту ситуацию будем выравнивать.

- Каковы дальнейшие действия столичных властей? Как планируется развивать присоединяемые территории? Будут ли там отличия от «традиционной» Москвы, например, в застройке, в развитии транспортной и социальной инфраструктуры? Когда и как будет меняться Генплан города?

- Как только прозвучала политическая воля о присоединении к Москве новых территорий, мы приняли закон, который дает жителям гарантии сохранения всего того, что у них сейчас есть.

Этим мы защитили людей от возможности политического шантажа. Дескать, сейчас вас к Москве присоединят, и все пойдет под каток. Асфальт, небоскребы. Вас всех выгонят, выселят. Мы фазу дали понять гражданам, что такого не будет. Мы с первых шагов делаем тех людей, которые там живут или работают, активными сторонниками этого процесса.

Сейчас 10 творческих коллективов разрабатывают концепцию развития Москвы. Не новых территорий, а Москвы с учетом присоединения новых территорий. Из них будет выбрано все лучшее, и потом появится окончательный проект, который пройдет и общественные слушания, и обсуждения в парламенте. Уже с учетом его мы будем вносить изменения в Генеральный план. Кстати, благодаря новым территориям существенно снижается плотность населения в Москве. Пока только математически с 1 июля плотность уменьшится почти в два раза.

- Из этого вытекает другая проблема. Москва почти в три раза увеличивает свою площадь. Что нужно предпринять, чтобы обеспечить москвичам нормальную транспортную доступность различных частей города? Или он со временем превратится в обособленные анклавы просто потому, что невозможно будет добраться из одного конца в другой? Сейчас на метро путь от «Митино» до «Щелковской» занимает 65 минут, от «Алтуфьево» до «Бунинской аллеи» - 71 минуту. А сколько времени будут проводить в дороге москвичи после увеличения территории втрое?

- Развитие города - это, в том числе, и задача дать людям возможность поехать в музей на другой конец города или в театр на спектакль, на выставку. А работа или учеба должны быть близко от дома. Поэтому и федеральная власть заявила, что присоединяемую территорию будут осваивать должностные лица. Там будут строиться не только помещения для органов власти, но и жилье для сотрудников, что, в свою очередь, позволит разгрузить исторический центр города. Уверен, ни один человек не захочет от границы Калужской области ехать на работу в Куркино или Гольяново. Он будет делать все возможное, и мы, власти, будем делать все возможное, чтобы обеспечить его работой на месте. Но поехать с любой территории в гости или на какое-то мероприятие - считаю, вполне возможно. Да, расстояния большие. И одна из первых задач в этом направлении - развитие транспорта и строительство скоростных трасс.

- То есть новая территория будет осваиваться комплексно, будет не только строиться жилье, но и создаваться рядом с ним рабочие места?

- Конечно. Решение обязательно должно быть комплексным. И те новые концепции, которые сейчас разрабатываются, также учитывают все комплексно - и проживание, и работу, и транспорт, и экологию, и множество других факторов.

- Понятно, что совершенствоваться можно до бесконечности. Но сколько времени, на ваш взгляд, потребуется, чтобы новые территории не только де-юре, но и де-факто стали Москвой, чтобы полностью интегрировать их в город?

- Еще раз повторюсь: к нам присоединяется не пустыня. К нам присоединяется регион, который находится близко к Москве. Он развивается, имеет свою инфраструктуру. Может быть, не такую совершенную, как в Москве. Но ее развитие - уже наша задача. Конечно, потребуются и серьезные вложения. Это и транспорт, и коммуникации, и социальная инфраструктура. Но этих денег не жалко, ведь они будут вкладываться в будущее нашего города.


Беседу вел Владислав КИСЕЛЕВ
Тверская 13, 28.06.2012

Источник: platonovvm.ru

Категория: Представители власти и эксперты о Новой Москве | Просмотров: 1855 | Добавил: Trava | Рейтинг: 0.0/0