Рейтинг@Mail.ru
Главная » 2014 » Июль » 6 » Газета «Московская перспектива»: «С видом на город»
15:17
Газета «Московская перспектива»: «С видом на город»

Ровно два года назад, 1 июля, столица увеличила свою площадь в 2,4 раза, подойдя на юго-западе к границам Калужской области. Проект расширения Москвы, анонсированный летом 2011 года Дмитрием Медведевым, вызвал очень бурную дискуссию и некоторым казался тогда мало осуществимым. Однако как только состоялось юридическое оформление новых границ российской столицы, городские власти развернули на присоединенных территориях такую бурную деятельность, что скептики почти умолкли. Сегодня, спустя два года, можно констатировать, что развитие новой Москвы идет строго по плану и в рамках объявленных принципов: комплексно, экологично, повышая качество жизни «новых москвичей».


Нашей стране не раз доводилось осуществлять мощные градостроительные проекты – возводить города в чистом поле, за считанные годы превращать поселки в индустриальные миллионники и т.п. Однако никогда прежде не предпринимались попытки создать противовес мегаполису – сохраняя природную ценность новой территории, застраивать ее так, чтобы она стала самодостаточной и не только не зависела от старой Москвы, но и могла конкурировать с ней по качеству жизни.

Об уровне сложности поставленной задачи высказался и президент России Владимир Путин. Поддержав саму идею, он призвал ее реализаторов относиться к ней крайне вдумчиво. «Это проект, вызванный жизненной необходимостью. Это не чьи-то хотелки и это не какая-то пиар-акция, – заявил он на совещании, посвященном расширению Москвы. – Городские проблемы нарастают, причем касаются не только транспорта. Их гораздо больше, и часто они носят острый, социальный характер. Если люди не почувствуют для себя какого-то плюса в освоении новых территорий, в переезде, скажем, административных зданий на новые территории, то этот проект не имеет вообще никакого смысла».
«Смысл будет только тогда, когда люди почувствуют для себя определенные плюсы, – считает президент. – Нужно точно и ясно понимать, сколько это будет стоить».

Прогнозы некоторых критиков идеи расширения границ Москвы о том, что присоединенные территории молниеносно обрастут многоэтажными спальными районами, не оправдались. Созданный в структуре стройкомплекса Москвы новый департамент развития присоединенных территорий совместно с Градостроительно-земельной комиссией первым делом взялись за ревизию существующих инвестконтрактов. На 1 июля 2012 года подмосковными органами власти было выдано разрешений на строительство на этой территории общим объемом на 16 млн кв. метров, в основном жилья вблизи МКАД. Проекты из этого «портфеля», которые строятся здесь сегодня, радикально пересмотрены – где-то уточнен функционал, где-то снижены объемы и этажность. И практически везде вдобавок к жилым метрам инвесторы сооружают детские сады и школы. В отдельных случаях за собственный счет они возводят поликлиники и больницы, реконструируют или прокладывают участки дорог.

По словам руководителя департамента развития присоединенных территорий Владимира Жидкина, вся жилая застройка спроектирована исключительно по квартальному принципу. В 2013 году построено чуть более 2 млн 100 тыс. кв. метров – жилья, коммерческой недвижимости на 35 тыс. рабочих мест и социальных объектов. В 2014 году на новых территориях построят 14 детсадов, из них 9 – из внебюджетных средств. Также будет возведено 8 школ, причем 7 из них – за счет инвесторов.

Еще один аспект «движения присоединения», с самого начала вызывавший сомнения, это переезд на новые территории федеральных органов власти. Многие именно в этом видели главную цель расширения московских границ. По экспертным оценкам, до 30% автотрафика в центре Москвы в будний день формируют всевозможные разъезды по ведомствам – самих чиновников и обычных граждан. Горожане, услыхав о планах выселения «присутственных мест» из исторического центра, явно обрадовались. А когда стало ясно, что этого не случится, во всяком случае в ожидаемых масштабах, решили, что проект «новая Москва» на грани провала.

И ошиблись. Да, пока что есть ясность лишь с небольшим количеством госучреждений: в Коммунарке строится административно-деловой центр, где помимо прочего обоснуется руководство Троицкого и Новомосковского округов и их подведомственные структуры. Туда же в полном составе переедет университет «МИСиС», освободив многочисленные здания в центре Москвы. Несколько коммерческих организаций объявили о готовности перебазироваться в «новую Москву».

Но лиха беда начало. Инвесторы знают, что делают. В Киевском – самом удаленном от центра Москвы поселении, на границе с Калужской областью – французская Международная инвестиционная группа реализует проект «Бизнес-платформа» на 50 тыс. рабочих мест. Там же строится жилой квартал со всей инфраструктурой. В Саларьеве чешская группа PPF возводит офисный парк Comcity общей площадью 430 тыс. кв. метров. В Коммунарке ОАО «Масштаб» строит индустриальный парк «Индиго» на 42 резидента. В эти дни вводится в эксплуатацию первая очередь бизнес-центра в Румянцеве на 284 тыс. кв. метров. Вся его площадь превысит 700 тыс. кв. метров в расчете на 15 тыс. новых рабочих мест. Словом, если чиновники не торопятся переезжать в «новую Москву», этот «пробел» восполнит бизнес.

Очевидно, что успех проекта «Новая Москва» во многом обусловлен тем, что власти города дотошно поработали на начальном этапе – в переходный период и в минувшее двухлетие.

«С градостроительной точки зрения присоединенные земли полностью изучены, проанализирована ситуация с количеством и качеством жилой и нежилой недвижимости, понятно состояние транспортных и коммунальных дел», – прокомментировал «Московской перспективе» руководитель департамента развития присоединенных территорий Владимир Жидкин.

Событием чуть ли не мирового масштаба стал международный конкурс на разработку проекта концепции развития Московской агломерации, который начался еще до присоединения и закончился 5 сентября 2012 года. Сегодня можно сказать, что новые территории осваиваются по схеме, рекомендованной лучшими урбанистами мира, предусматривающей создание нескольких центров притяжения рабочих рук и опережающее развитие транспортной инфраструктуры.

С 2015 года, когда должен быть принят новый Генплан Москвы, учитывающий присоединенные территории, и начнут действовать другие градостроительные документы, юго-запад столицы будет меняться еще стремительнее. А беспокоиться в первую очередь о дорогах и «социалке» и во вторую – о квадратных метрах жилья окончательно войдет в привычку как у городских властей, так и у инвесторов, как в новой Москве, так и в исторической.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Ресин, депутат Государственной Думы РФ:

– Перед правительством Москвы поставлена государственная задача построить на присоединенной территории новый город с полуторамиллионным населением и миллионом рабочих мест. Для этого в апреле 2013 года был принят закон № 43, предоставляющий Москве специальный порядок регулирования, предоставления прав на строительство и выдачу разрешительной документации. Благодаря механизму договорных и согласительных процедур, предусмотренных в законе, правительство Москвы планирует половину требуемых инвестиций для преображения территорий новой Москвы привлечь из внешних источников. Уже сегодня достигнута договоренность о строительстве 7,5 км метро и 9 км дорог за счет инвесторов. Другой пример – Саларьево, где собственники объединились для освоения принадлежащих им земель. Там предусмотрены строительство ТПУ и застройка прилегающих территорий. За счет средств инвесторов разрабатывается порядка 1 тыс. гектаров.

Андрей Бочкарёв, руководитель департамента строительства города Москвы:

– Сегодня полным ходом идет развитие присоединенных к Москве территорий, в этой связи мы выстраиваем там новый транспортный каркас. В 2014 году сдаем продление Сокольнической ветки метро с тремя новыми станциями – «Тропарево», «Румянцево» и «Саларьево». Возле последней планируем также построить транспортно-пересадочный узел. В 2017 году откроем новую ветку до Солнцева. В результате кардинально изменится работа наземного транспорта на юго-западе Москвы. Хочу отметить, что приоритетом стройкомплекса Москвы всегда были социальные объекты. Во многом благодаря этому он был и остается локомотивом экономики мегаполиса. Стройкомплекс в предыдущие годы сумел развернуть масштабное строительство объектов жилья, социальной инфраструктуры, что позволило городу выжить и сохранить все свои обязательства перед жителями. Все свои обязательства перед москвичами мы выполним.

Сергей Лёвкин, руководитель департамента градостроительной политики города Москвы:

– Что касается новой территории, то это элемент полицентричности. Хотелось бы, чтобы люди из спальных микрорайонов, находящихся на периферии, ехали не только в центр. Либо оставались у себя в районе, получая рабочие места, либо ехали в близлежащие районы, в том числе на территории новой Москвы. В том числе это касается территории Коммунарки. Это известный район в районе Калужского шоссе недалеко от МКАД. Там планируется большая застройка зданий и объектов разного назначения, в том числе административных, социальных и так далее, с хорошо развитой транспортной инфраструктурой. Возможно строительство метро и доступность для автомобильного транспорта. Такие же точки роста рассматриваются и в других местах. Сейчас идет разработка двух территориальных схем Новомосковского и Троицкого административных округов. В конце года схема должна быть разработана. Туда будут заложены конкретные градостроительные решения.

ХРОНОЛОГИЯ

18 июня 2011 г.

На церемонии открытия Петербургского международного экономического форума президент России Дмитрий Медведев объявил о том, что он «не исключает возможности расширения границ Москвы и создания столичного федерального округа».

1 июля 2011 г.

Президент России Дмитрий Медведев дал поручение губернатору Московской области Борису Громову и мэру Москвы Сергею Собянину подготовить свои предложения по новому административно-территориальному устройству двух субъектов.

7 декабря 2011 г.

На внеочередных заседаниях Мосгордумы и Мособлдумы были приняты постановления, утверждающие Соглашение об изменении границы между Москвой и Московской областью.

27 декабря 2011 г.
Совет Федерации утвердил соглашение и установил переходный период по передаче территорий до 1
июля 2012 года.

8 января 2012 г.

Объявлен международный конкурс на разработку проекта концепции развития Московской агломерации. Из 67 заявок международная экспертная группа сформировала 9 проектных команд.

19 марта 2012 г.

Мэр Москвы Сергей Собянин внес в Мосгордуму пакет законопроектов, которые определили административно-территориальное устройство новых территорий Москвы после ее расширения с 1 июля 2012 года.

22 мая 2012 г.

В составе правительства города Москвы создан департамент развития новых территорий. Его возглавил Владимир Жидкин.

1 июля 2012 г.

Вступила в силу новая редакция закона «О территориальном делении Москвы». Были образованы Новомосковский и Троицкий административные округа (ТиНАО).

5 сентября 2012 г.

Подведены итоги международного конкурса на разработку проекта концепции развития Московской агломерации. Победителем стала франко-российская команда Grumbach-Wilmotte. По результатам конкурса сформулированы градостроительные принципы, по которым предлагается развивать присоединенные территории.

Московская перспектива




Категория: Мнения экспертов о новой Москве | Просмотров: 938 | Теги: НоваяМосква, ТиНАО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
*****
Наш опрос
Прошло четыре года после присоединения к столице, улучшилось ли качество жизни в «новой Москве»?
Всего ответов: 235
Форма входа
Календарь
Статистика

Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0